Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.01.2020 N 88а-672/2020

Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.01.2020 N 88а-672/2020 Требование: О признании незаконным постановления об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства. Обстоятельства: Истец указал, что он является должником по исполнительному производству о возложении обязанности организовать очистку и обезвреживание сточных вод. Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением должником требований исполнительного документа. Однако позднее постановление отменено. С постановлением истец не согласен. Решение: В удовлетворении требования отказано.

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 января 2020 г. N 88а-672/2020

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе …

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца - администрации Елизовского городского поселения Камчатского края Г. на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 18 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 27 июня 2019 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению администрации Елизовского городского поселения к заместителю начальника отдела - заместителю старшего судебного пристава Елизовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю М., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю о признании незаконным постановления об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства от 26 марта 2019 года.

Заслушав доклад судьи З.И.К., выслушав объяснения представителя Елизовского городского поселения Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Н.Ф.А., полагавшей вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

администрация Елизовского городского поселения Камчатского края обратилась в Елизовский районный суд Камчатского края с административным иском об оспаривании постановления заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Елизовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю М. об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства от 26 марта 2019 года.

Определением Елизовского районного суда Камчатского края от 8 апреля 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП России по Камчатскому краю, в качестве заинтересованного лица - Елизовский городской прокурор.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что администрация Елизовского городского поселения является должником по исполнительному производству N 29343/19/41026-ИП, возбужденному 1 сентября 2015 года на основании решения Елизовского районного суда Камчатского края от 25 июня 2015 года о возложении на администрацию городского поселения обязанности организовать очистку и обезвреживание сточных вод, отводимых с территории Елизовского городского поселения и сбрасываемых в реку Авача через выпуски N 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, в реку Хуторская через выпуск N 5, в пойму реки Авача через выпуск N 6 в срок до 1 июня 2017 года.

21 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем Елизовского РОСП УФССП России по Камчатскому краю С. вынесено постановление об окончании исполнительного производства N 29343/19/41026-ИП в связи с фактическим исполнением должником требований исполнительного документа. 26 марта 2019 года данное постановление отменено постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Елизовского РОСП УФССП России по Камчатскому краю М.

С указанным постановлением административный истец не согласен, считает его незаконным, поскольку администрацией Елизовского городского поселения в пределах предоставленных полномочий выполнены все возможные действия по организации очистки и обезвреживанию сточных вод, отводимых с территории Елизовского городского поселения, о чем сообщено в ОСП письмом от 19 февраля 2019 года N 396, а именно: принята перспективная схема водоотведения Елизовского городского поселения на 2014 - 2025 годы в рамках Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Елизовского городского поселения на 2014 - 2025 годы, утвержденной решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения от 21 мая 2015 года N 736; ежегодно разрабатывается техническое задание на разработку инвестиционной программы КГУП "Камчатский водоканал", являющегося гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах Елизовского городского поселения в соответствии с постановлением администрации Елизовского городского поселения от 21 мая 2018 года N 572-п; назначены и проведены публичные слушания по проекту планировки и межевания территории "Канализирование Петропавловск-Елизовской агломерации, 1 этап. Реконструкция и строительство сетей и сооружений канализации мкр. 26 км Елизовского городского поселения"; постановлением администрации Елизовского городско поселения от 28 августа 2017 года N 817-п утверждена градостроительная документация по проекту планировки и межевания территории "Канализование Петропавловск-Елизовской агломерации, 1 этап. Реконструкция и строительство сетей и сооружений канализации мкр. 26 км Елизовского городского поселения"; неоднократно направлялись обращения к Губернатору Камчатского края по вопросу дополнительного финансирования инвестиционной программы КГУП "Камчатский водоканал" с целью реализации мероприятий, направленных на улучшение ситуации с очисткой сточных вод в Елизовском городском поселении.

Кроме того, с 1 января 2016 года в связи с вступлением в силу Закона Камчатского края от 30 июля 2015 года N 660 администрация Елизовского городского поселения не наделена полномочиями по организации очистки и обезвреживания сточных вод, отводимых с территории поселения, за исключением случаев невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 18 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 27 июня 2019 года, административный иск администрации Елизовского городского поселения оставлен без удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что решение Елизовского районного суда Камчатского края от 25 июня 2015 года, на основании которого выдан исполнительный лист, фактически не исполнено, в материалах исполнительного производства N 29343/19/41026-ИП отсутствуют доказательства, подтверждающие организацию должником очистки и обезвреживания сточных вод, отводимых с территории Елизовского городского поселения в реки Авачу и Хуторскую, постановление от 26 марта 2019 года об окончании исполнительного производства не мотивировано, не содержит анализа представленных должником документов в подтверждение исполнения судебного акта, в связи с чем пришли к выводу, что постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Елизовского РОСП УФССП России по Камчатскому краю М. основано на требованиях закона, вынесено в пределах предоставленных данному должностному лицу полномочий и с соблюдением требований Федерального закона "Об исполнительном производстве".

В кассационной жалобе представитель административного истца Г. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов администрация Елизовского городского поселения настаивает на том, что органом местного самоуправления в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий приняты все возможные действия по организации очистки и обезвреживания сточных вод, отводимых с территории городского поселения. В настоящее время администрация Елизовского городского поселения не имеет полномочий по исполнению решения Елизовского районного суда Камчатского края от 25 июня 2015 года в связи с принятием Закона Камчатского края от 30 июля 2015 года N 660 "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае и органами государственной власти Камчатского края". Возобновление исполнительного производства в отношении администрации Елизовского городского поселения нарушает ее права и законные интересы.

Административные ответчики о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену вынесенных по делу законных и обоснованных судебных актов.

Частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Принудительное исполнение судебных актов в силу статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 12, частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах", наименование которого с 1 октября 2019 года изложено "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

На основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Частью 9 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу решением Елизовского районного суда Камчатского края от 25 июня 2015 года удовлетворены исковые требования Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, на администрацию Елизовского городского поселения возложена обязанность организовать очистку и обезвреживание сточных вод, отводимых с территории Елизовского городского поселения и сбрасываемых в реку Авача через выпуски N 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, в реку Хуторская через выпуск N 5, в пойму реки Авача через выпуск N 6, в срок до 1 июня 2017 года.

В связи с неисполнением в указанный срок требований судебного акта на основании выданного исполнительного листа 1 сентября 2017 года судебным приставом-исполнителем Елизовского РОСП УФССП России по Камчатскому краю возбуждено исполнительное производство N 49514/17/41026-ИП, оконченное постановлением судебного пристава-исполнителя от 21 февраля 2019 года по основанию пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

19 марта 2019 года в Елизовский РОСП УФССП России по Камчатскому краю поступил протест заместителя Елизовского городского прокурора на постановление об окончании исполнительного производства, поскольку при проведении прокурорской проверки установлено, что требования исполнительного документа от 25 июня 2015 года N 2-938/2015 должником фактически не исполнены, очистка и обезвреживание сточных вод органом местного самоуправления не организована, сточные воды сбрасываются в реки Авача и Хуторская без очистки.

26 марта 2019 года постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Елизовского РОСП УФССП России по Камчатскому краю М. постановление судебного пристава-исполнителя от 21 февраля 2019 года отменено, исполнительное производство N 49514/17/41026-ИП (в настоящее время N 29343/19/41026-ИП) возобновлено, судебному приставу-исполнителю указано на необходимость принятия мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа.

Исследовав материалы исполнительного производства, оценив представленные в материалы административного дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о законности оспариваемого постановления об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства, поскольку данный акт вынесен в соответствии с положениями Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и не повлек нарушение прав и законных интересов должника в исполнительном производстве.

В соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" окончание исполнительного производства (в том числе сводного) в связи с фактическим исполнением должником или одним из солидарных должников требований, содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.

Фактическим исполнением может признаваться исполнение обязанности по передаче непосредственно взыскателю денежных средств в конкретном размере или иного определенного имущества либо совершение в пользу взыскателя конкретных действий или воздержание от совершения этих действий.

Материалами дела подтверждено, что постановление об отмене окончания исполнительного производства вынесено должностным лицом службы судебных приставов в пределах предоставленных ему полномочий на основании поступившего от взыскателя Елизовской городской прокуратуры протеста, отмена постановления судебного пристава-исполнителя произведена в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению, предусмотренные законом основания для возобновления исполнительных действий по исполнительному производству имелись, поскольку материалы административного дела не содержат доказательств того, что на момент принятия постановления об окончании исполнительного производства судебный пристав-исполнитель располагал сведениями, подтверждающими факт исполнения должником решения суда в полном объеме.

Вопреки утверждению заявителя кассационной жалобы, совершение администрацией Елизовского городского поселения действий по принятию перспективной схемы водоотведения Елизовского городского поселения, технического задания на разработку инвестиционной программы для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах Елизовского городского поселения, проведению публичных слушаний и утверждению градостроительной документации по проекту планировки и межевания территории для реконструкции и строительства сетей и сооружений канализации мкр. 26 км Елизовского городского поселения, а также обращение к Губернатору Камчатского края по вопросу дополнительного финансирования с целью реализации мероприятий, направленных на улучшение ситуации с очисткой сточных вод в Елизовском городском поселении, не свидетельствует об исполнении требований исполнительного документа от 25 июня 2015 года по организации очистки и обезвреживанию сточных вод, отводимых с территории Елизовского городского поселения.

Доводы кассационной жалобы о том, что администрацией Елизовского городского поселения в рамках предоставленных действующим законодательством органам местного самоуправления Камчатского края полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения выполнены все возможные действия, выход за пределы которых является нарушением бюджетного законодательства, кассационным судом отклоняются как необоснованные. В рассматриваемом случае обязанность по организации очистки и обезвреживания сточных вод возложена на администрацию Елизовского городского поселения вступившим в законную силу решением суда, подлежащим неукоснительному исполнению.

Кроме того, перераспределение отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае и органами государственной власти Камчатского края на основании Закона Камчатского края от 30 июля 2015 года N 660 не имеет правового значения для рассматриваемого дела, поскольку предметом спора является законность постановления должностного лица об отмене постановления об окончании исполнительного производства по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве", то есть в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, что не было установлено в ходе судебного разбирательства.

Иная оценка заявителем обстоятельств возникшего спора не является основанием для пересмотра вынесенных по делу судебных актов в кассационном порядке.

Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела, оснований для отмены решения Елизовского районного суда Камчатского края от 18 апреля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 27 июня 2019 года не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Елизовского районного суда Камчатского края от 18 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 27 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Елизовского городского поселения Камчатского края Г. - без удовлетворения.


Вернуться назад
Статья 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ
Статья 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Статья 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (Исполнение требований,...

Подробнее
Апелляционное определение Московского городского суда от 18.11.2019 N 33-18626/2019
Апелляционное определение Московского городского суда от 18.11.2019 N 33-18626/2019

Апелляционное определение Московского городского суда от 18.11.2019 N 33-18626/2019 Требование: О взыскании...

Подробнее
Комментарии
Комментариев нет. Станьте первым!
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив